Меню
16+

Сельское поселение Хулимсунт

Сельское поселение Хулимсунт

ХМАО – Югра/Березовский район/Сельское поселение Хулимсунт
Официальный сайт
17 ноября 2018, сб 2018.11.17 04:02:42
16+

Сельское поселение Хулимсунт

Официальный сайт
129

Народный бюджет

Партиципаторное (инициативное) бюджетирование

Уважаемые жители сельского поселения Хулимсунт!

Планомерная работа правительства, Минфина России, финансовых органов на местах по повышению открытости информации о формировании и исполнении бюджета привела к созданию устойчивых целевых аудиторий, заинтересованных в получении данной информации: депутаты различных уровней, чиновники, студенты профильных специальностей. Однако подавляющее большинство российских граждан по-прежнему не проявляют большого интереса к популяризации главного финансового документа.

Это говорит о том, что открытость бюджетной информации является необходимым, но недостаточным условием для ее понимания гражданами. Публикуемые цифры не дают возможности оценить, каких результатов достигают органы власти при расходовании бюджетных средств, как могут меняться бюджетные параметры и насколько эффективно тратятся средства налогоплательщиков. Изменить ситуацию можно путем вовлечения граждан в бюджетный процесс.

Обустройство общественного пространства, в котором сегодня российские граждане принимают мало участия, требует внимания с их стороны. Ни у кого не вызывает споров тезис и о том, что в случае активной позиции территориального общественного самоуправления увеличивается сопричастность людей к делам по обустройству среды своего обитания. Вовлеченность граждан в бюджетные инициативы автоматически приводит к росту заинтересованности в бюджетной информации, повышает эффективность формы предоставления информации, но самое главное — порождает сопричастность граждан к решению злободневных задач.

Что такое партиципаторное (инициативное) бюджетирование

Инициативное бюджетирование – это российская версия достаточно широко известного во всем мире процесса, который называется партиципаторное бюджетирование, или бюджетирование с участием граждан. Появилось это явление в 1989 году.

Партиципаторное (инициативное) бюджетирование в широком смысле — это участие граждан в распределении бюджетных средств муниципалитета.

Целью инициативного бюджетирования является активизация участия жителей в определении приоритетов расходования средств местных бюджетов и поддержка инициатив жителей в решении вопросов местного значения. Оно призвано расширить рамки участия населения муниципалитетов в бюджетном процессе путем созыва специальных комиссий, которые занимаются распределением выделенных средств. Речь идет только о тех бюджетных решениях, при которых мнение граждан может быть учтено. По сути, это процесс распределения части бюджетных средств при участии комиссии, состоящей из граждан и представителей муниципалитета.

Один из ключевых пунктов инициативного бюджетирования – софинансирование. Софинансирование – это когда на реализацию проекта идут не только бюджетные средства, но и сами граждане вкладываются в проект. В качестве иллюстрации пример. Допустим, в каком-нибудь районе проблемы с водоснабжением. Муниципалитет не может их решить на протяжении более чем десяти лет, потому что у него на это нет средств. Люди готовы даже частично заплатить сами, только бы проблема была решена, но у них, в свою очередь, нет механизма, с помощью которого инициатива может быть претворена в жизнь. В итоге, когда в районе начинает действовать программа инициативного бюджетирования, для жителей это становится возможностью преодолеть проблему.

Экономический результат состоит в том, что бюджетные средства расходуются более экономно, так как выделяются именно на то, что нужно людям, а эффективность расходов повышается, так как деньги не тратятся на то, в чем заведомо нет потребности. Еще один момент состоит в том, что готовый проект эксплуатируется людьми более бережно, и они сами следят за его сохранностью, потому что сами принимали на его счет решение и следили за его реализацией.

В нашей стране реализация программы инициативного бюджетирования началась в 2007 году в Ставрополье, когда появились первые практики участия граждан в решении вопроса о расходовании бюджетных средств на местном, на муниципальном уровнях.

В 2013 г. Европейский университет совместно с Фондом Кудрина по поддержке гражданских инициатив начали реализацию пилотных проектов в Череповце (Вологодская область) и Сосновом Бору (Ленинградская область). В обоих городах посредством обыкновенной жеребьевки среди активных жителей создали бюджетные комиссии.

Задача комиссий:

• выбор приоритетных направлений расходования бюджетных средств на инициативные проекты населения;

• распределение части средств муниципального бюджета на реализацию отобранных проектов;

• формирование бюджетных заявок от инициативных групп граждан в городской бюджет на очередной финансовый год.

Заседания комиссий проходят обычно каждую неделю в течение двух-трех месяцев — срока, достаточного для принятия взвешенного решения большинством голосов членов комиссии. Присутствовать на заседаниях комиссии могут все желающие. Помимо этого, материалы и итоги заседаний выкладываются на специально созданной интернет-площадке, где с ними может познакомиться любой гражданин и внести свое предложение. Не исключен также формат большой пресс-конференции, на которой члены инициативной бюджетной комиссии могут рассказать об этапах и итогах своей работы.

При этом должен быть свободный доступ ко всему — жеребьевке, заседаниям, информации. Также важно, чтобы это происходило на регулярной основе. Необходимо участие жителей на всех этапах муниципального бюджетного процесса, который проходят их заявки.

На сегодняшний день более десяти российских регионов имеют опыт реализации проектов инициативного бюджетирования, более тысячи муниципалитетов добились положительных результатов благодаря реализации аналогичных проектов. Среди них Кировская, Тульская, Тверская области, Ставропольский и Хабаровский край, республики Башкортостан и Северная Осетия – Алания.

В 2016 году желание присоединиться к федеральному проекту выразили 26 регионов страны в т. ч. Свердловская область, подав заявку на участие в соглашении с Всемирным банком. К числу «перспективных» регионов Урала, относится Челябинская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Наш округ вошел в число 15 пилотных субъектов Федерации, где в ближайшее время начнется внедрение проекта.

На данный момент практика привлечения населения к принятию совместных решений в муниципальных образованиях Югры развита слабо. Наиболее передовой опыт в этой сфере имеют города Сургут, Ханты-Мансийск и Урай, где регулярно используются такие механизмы как онлайн — опросы, работают площадки, а также активно реализуется проект "Народный бюджет", который представляет сборник предложений граждан при формировании бюджета на очередной бюджетный цикл.

В июне этого года представители Минфина проведут выездное обучение в Югре. К этому времени в округе будут определены пилотные территории, сформирована необходимая стартовая нормативная база. Департамент финансов предложил опробовать элементы инициативного бюджетирования в рамках предоставления субсидии на содействие в развитие исторических и иных местных традиций, связанных с юбилейными датами населенных пунктов. Целевые направления этой субсидии: установка памятников, оборудование спортивных, детских площадок, скверов, площадей, тротуаров.

В упрощенном виде механизм выглядит так: формируя бюджет на следующий год, власти закладывают в нем некоторую сумму, которую планируется направить на проекты, инициированные гражданами. Деньги распределяются в муниципалитеты, а уже местные администрации объявляют о проведении публичных собраний, на которых жители предлагают свои идеи. Как правило, речь идет об относительно небольших работах по благоустройству территорий: строительство детских площадок, ремонт дорог, облагораживание скверов. На этом этапе администрация и комиссия отсеивают проекты, не соответствующие формальным критериям (например, если их стоимость выходит за пределы заранее оговоренного властями диапазона).

Отобранные проекты выносятся на общественное голосование, после чего инициативные граждане участвуют в составлении сметы проекта, а при необходимости – в его софинансировании. Подрядчик на проект определяется через официальный портал гос. закупок, а ход выполнения работ контролируют сами граждане, выступившие его инициаторами. Средства на проекты гражданской инициативы должны быть заложены в бюджет и в соответствующие региональные (муниципальные) программы.

Что дает власти поддержка данных проектов?

Во-первых, с помощью инициативного бюджетирования решаются наиболее злободневные проблемы, вызывающие социальную напряженность.

Во-вторых, инициируется участие граждан в решении проблем местного значения через работу в бюджетных комиссиях, проектных командах, голосование при определении приоритетов расходования бюджетных средств и т. д.

В-третьих, обеспечивается софинансирование гражданами и бизнесом отобранных для реализации проектов.

Кроме того, население, сопричастное к реализации отобранного проекта, осуществляет общественный контроль за его реализацией, последующей эксплуатацией и сохран¬ностью построенных объектов. Повышается уровень доверия к власти за счет увеличения прозрачности управленческих решений и снижения уровня коррупции. Снижается угроза социальной напряженности.

В целом это позволяет существенным образом увеличить эффективность расходования бюджетных средств.

Что получают граждане, участвуя в данных проектах?

Во-первых, возможность решать насущные проблемы.

Во-вторых, эффективный инструмент мобилизации совместных усилий, реализуемый при поддержке властных институтов.

В-третьих, значительное по объемам финансирование от государства на принципах софинансирования.

В-четвертых, возможность улучшения среды обитания. И наконец, достоверную и своевременную информацию о бюджетном процессе на местном уровне.

Администрация сельского поселения Хулимсунт предлагает жителям района принять участие по реализации проектов инициативного бюджетирования.

Для этого необходимо создать инициативные группы и определить приоритеты по реализации проектов. Проекты должны выбираться на общих собраниях жителей. Проекты должны быть направлены на ориентацию решения конкретной проблемы в рамках вопросов местного значения в пределах территории муниципального образования – участника конкурсного отбора. Проекты для участия в программе отбираются на основании конкурса.

Проекты могут быть направлены на благоустройство населенных пунктов, дворовых территорий, обустройство свалок, обустройство зон отдыха, обустройство детских и спортивных площадок, памятных мест, уличное освещение, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и сооружений на них, водоснабжение и т.д.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.